В Минтранс считают, что порт Зарубино является самым оптимальным и целесообразным вариантом создания свободной зоны. Именно его в дальнейшем планируется использовать для транзитных китайских грузов. Такое заявление сделал замминистра транспорта России Виктор Олерский.
По его словам, Зарубино – это самое правильное место для этого. В первую очередь правильно с точки зрения перевалки грузов следующих из северо-восточных провинций Китая или в них. Если расположить зоны далее 100-200 километров от китайской границы, то работать ничего не будет, чтобы мы не делали.
Порт Владивосток тоже целесообразен с точки зрения расположения, но его оптимальность менее выгодна. Во-первых, он расположен дальше порта Зарубино. А во-вторых, он все-таки располагается в городской черте.
На данный момент подготавливается нормативно-правовая база для создания свободного порта. В принципе такого понятия пока вообще не существует. В целом обсуждается вопрос создания свободной зоны из всего Приморского края, однако по факту таковыми будут лишь отдельные участки.
Согласно расчетам, перевалка китайских грузов в Зарубино может составлять 1, а то и 2 миллиона TEU. Однако никакой конкуренции с нашими грузами быть не должно. В частности мы категорически против угля из Китая, поскольку любой транзитный китайской уголь, это минус нашего угольного экспорта.
Замминистра также пояснил, что цель создания свободного порта – это быстрый приход контейнера и быстрый его выход без таможенных формальностей. То есть, в целом аналогично Сингапуру. В целом в Зарубино имеется и железная дорога и автомобильная, однако они все равно должны развиваться, с нашей помощью, конечно.